Warning: Illegal string offset 'instance' in /home/h108162/data/www/kikashkola.ru/wp-content/plugins/theme-my-login/includes/class-theme-my-login.php on line 1080 Warning: Illegal string offset 'instance' in /home/h108162/data/www/kikashkola.ru/wp-content/plugins/theme-my-login/includes/class-theme-my-login.php on line 1084 Проекты | Кикинская основная общеобразовательная школа

1.Сочинение  «ХАРИУС» 

2.Доклад» жарки«

Кика ОШ Конкурс проектов Умножение вокруг нас

Кика ОШ Конкурс проектов Умножение вокруг нас

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»

 

Проект

«Наедине с природой»

 

 

Работу выполнила:

 руководитель школьного лесничества

Спиридонова Наталья Ивановна

 

Оглавление

I.Введение

Пояснительная записка

Цель проекта

Основная идея проекта

Задачи проекта

Описание проекта

II.Разработка программ

Программа №1

Программа №2

Программа №3

Программа №4

Программа №5

Программа №6

III.Характеристика территории

Практическая значимость

IV.Участники проекта

Предполагаемые партнёры проекта

Сроки реализации

Руководители проекта

Ресурсное обеспечение

V.Ожидаемые результаты

Тиражирование опыта

VI.Программа экологической тропы, экскурсии

Разработка тропы

Отличительные особенности данной экологической тропы

Маршрут экологической тропы

Экологическая характеристика тропы

Оформление экотропы

Стоянки маршрута экологической тропы

VII.Описание стоянок экологической тропы

VIII.Завершение маршрута (рефлексия)

IX.Формы работы с детьми на экологической тропе

Мероприятия по месяцам

Экологическая игра “Растительные этажи”.

Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Викторина

Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Эмоциональные ситуации.

X.Литература

  1. Введение

Пояснительная записка

На базе нашей школы хочется создать экспериментальную площадку по лесничеству, чтобы активизировать деятельность школьных лесничеств Республики Бурятия и повысить интерес к профессиям лесной отрасли. Развитие совместной деятельности школьных лесничеств заинтересованных в изучении, сохранении и восстановлении лесных экосистем Республики Бурятия. А также выявление и поощрение обучающихся, имеющих специальные лесоводческие и экологические знания,  умения и навыки. А также студенты прививали любовь к лесу учащимся и проводили совместные практические работы.

 

Цель проекта – создать на базе  Кикинскойшколы экспериментальную площадку по лесничеству, котораяспособствовала бы формированию экологической грамотности, воспитанию экологической культуры у населения села, учащихся  и возрождению природоохранных традиций.

 Основная идея проекта – помочь школьникам и жителям  села Кика  внести свой посильный вклад в оздоровление окружающей среды путем привлечения их внимания к необходимости сохранения и создания рекреационных зон в селе  и практического  участия в природоохранной деятельности.

 Задачи проекта:

1.Реализация данного проекта предоставляется нам в единстве решения образовательных и воспитательных задач

2.Формирования знаний о природе родного края, ее особенностях и уникальности для данной территории
3.Формирование восприятия красоты родной природы, уважительного и бережного  отношения
4.Формирование у учащихся коммуникативных способностей и функциональной грамотности взаимодействия с разными слоями населения, государственными структурами, средствами массовой информации и общественными организациями.

5.Воспитание активного отношения к собственной среде обитания и своему здоровью, чувства личной ответственности за ущерб, который приносит человек природе и понимание того, что правильные действия даже одного человека или небольшой группы способны изменить к лучшему любую ситуацию.
Описание проекта

Предполагаемые проект,включает в себя несколько программ, которые и призваны решить поставленные задачи.

  1. Разработка программ

Программа № 1. «Экологическое картирование территории»

1. В настоящее время  школьное лесничество включено в лесохозяйственный регламент  и план освоения лесного участка  Кикинского лесничества, который одобрен Рослесхозом, и утвержден  АЛХ  Республики Бурятия.

2. Составлен  экологический паспорт экологической тропы «Кика-Прорва»

3. Аренда участка экологической тропы «Кика –Прорва» для реакционной деятельности,в кварталах 208, 209, 210, 211, 212, 173, 174, 175. 176.Договор аренды 12-11 от 11.02.2012г. в бессрочное использование.

Программа № 2. «Учебная экологическая тропа «Кика –Прорва»

1. Разработан  обучающийся маршрут «Экологическая тропа «Кика – Прорва».

2.Оборудовано шесть  стоянок.
3. Организован природный учебный класс – «Поляна знаний» на стоянке «Полянка» для проведения уроков экологии, биологии, географии и внеклассных занятий, дня здоровья.
4. Разработана программа для проведения занятий на природе.

Программа № 3. Природоохранные акции «Друзья леса»

1. Очистка территории леса от валежника, свалок бытового мусора.
2. Облагораживание  места для отдыха (обозначены места для кострищ, поставлены скамейки, щиты, призывающие бережно относиться к окружающей природе и информация для  посетителей о том, что данная территория взята под контроль и заботу школьников)
3.На кружке «Хозяин своего дома» учащиеся изготовляют кормушки и скворечники.

Программа № 4. «Каждому двору – зеленую площадку»

1. Выявить в селе самые мало озеленённые дворы, палисадники вдоль улиц.
2.Произвести посадку деревьев и кустарников, разбить газоны и цветники в этих дворах

3.Озеленить памятник участникам ВО войны

4.Разбить аллею «Всегда цвести зелёным насаждениям»

Программа № 5 «Связь с населением»

1.Проведение социологических опросов среди населения с целью изучения общественного мнения по вопросам экологии и охраны природы.

2.Проведение «Экологических встреч» школьников с родителями (на родительских собраниях) и с население

3.Организация общественных природоохранных акций, субботников с привлечением жителей села.

4.Проведение смотров-конкурсов «Самый зеленый дворик» «Самый экзотический цветок» и т. д.

5.Выпуск ежемесячного номера стенгазеты «Ау нас во дворе», освещение в школьной газете «Надежда» в рублике экологический азимут.

6.Установление связей с администрацией, общественными организациями и партнёрами.

Программа № 6 «Противопожарные мероприятия»
1.Проводить агитационную работу среди населения, заготовителей леса.

2.Помогать работникам леса по сохранению леса от пожара.

3.Выпускать различную агитационную  литературу.

(буклеты, листовки, обращения и т. д.)

4.Дворовой обход населения

5.Обращение в газету

6.Проводить различные мероприятия, классные часы, собрания по сохранению леса от пожаров.

III.Характеристика территории

Село Кика, где проживает всего 457 жителей и на территории которого находится МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» в которой обучается 70 учащихся. Как и многие другие населенные пункты района имеет на сегодняшний день серьезные проблемы: экономические, социальные и экологические.Но эти проблемы можно решить сообща. Главная задача научить молодое поколение беречь природу родного края и сохранить и приумножить. Благодаря  лесничеству восстанавливается лес на гарях, также не равнодушными остаются учащиеся школьного лесничества стараются помочь  при выращивании саженцев сосны и посадке. Экологические субботники помогают прибрежную территорию вдоль реки Кика содержать в чистоте и порядке. Этот проект поможет население села взглянуть по-другому на окружающую их территорию.

Практическая значимость

Школа на селе осталась до сих пор той единственной структурой, где сохранились лучшие традиции прошлых лет, благодаря которым мы можем эффективно работать в области образования, воспитания, и экологического образования  учащихся, населения в частности. Особую важность мы придаем вопросам воспитания экологической культуры, нравственности, чувству причастности к решению любых проблем, в том числе и экологических через включение детей, их родителей и населения в различные виды природоохранной деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе.
Экологическая работа может быть общественно значимой для всех жителей села. Эта идея, которая сможет объединить усилия всего сознательного населения для решения проблемы воспитания любви к родному краю, победить равнодушие.
Практическая деятельность детей, их забота о природе, работа по благоустройству поможет решить проблему разобщенности детей друг с другом и с родителями, сделает наше село  чище и красивее.

IV.Участники проекта

Проект рассчитан на:

  • детей школьного возраста с 1 по 9 классы, обучающихся в Кикинской основной общеобразовательной школе, учащихся районных школ,
  • студентов Лесопромышленного колледжа г. Улан Удэ, студентов географического факультета МГУ им М.В.. Ломоносова.
  • население села, лиц, желающих принять участие в природоохранных мероприятиях и в работе по озеленению села Кика.

Предполагаемые партнеры проекта:
1.Администрация  Кикинской  основной общеобразовательной  школы,

2.Эколого-биологический центр учащихся г .Улан –Удэ

3.Республиканское агентство лесного хозяйства г. Улан- Удэ

4.ФГУ «Рослесозащита»-«Центр защиты леса Республики Бурятия

5.МГУ им. М.В.Ломоносова географический факультетБурятский лесопромышленный колледж г. Улан-Удэ

6.ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита и воспроизводство лесов»,

Сроки реализации
Реализация проекта рассчитана на 2 года: 2013-16 год и состоит из двух этапов.

 Подготовительный этап:
Сроки реализации – 2013-14г.г.

Основной этап:

Сроки реализации: 2014 – 2016 год
На данной этапе реализуется:

Программа № 1

Программа № 2

Программа №3

Программа №6

Проектируется:Программа №4

Программа № 5

Руководитель проекта
Спиридонова  Наталья Ивановна  – учитель биологии и экологии.
Ресурсное обеспечение

  1. Средства, полученные на реализацию проекта
  2. Саженцы деревьев и кустарников, выращенные учащимися школы
  3. Транспортные средства, предоставляемые школой и лесничеством, для вывоза мусора, привоза саженцев.
  4. Физический труд и вовлеченный в проект населения Кика, волонтёров, учащихся и учителей

V.Ожидаемый результат

1. Реальное улучшение состояние окружающей среды  в результате создание действующей экологической тропы «Кика-Прорва».

2.Облагораживания территории леса, обустройство зон отдыха для отдыхающих и туристов.

3.Создание игровых площадок для детей младшего возраста.

4.Озеленение  села, создание зеленых улиц и дворов

5.Выращивание рассады цветов для озеленения школьного питомника и для продажи населению.

6.Экономия средств, затрачиваемых на благоустройство и озеленение территории.

7.Повышение уровня экологической грамотности.

8.Навыки профессиональной компетентности в области лесоводства.

9.Умение работать на экологической тропе

10.Навыки практической деятельности.

Тиражирование опыта

1. Проведение школьных конференций по итогам работы
2. Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
3. Участие школьников в республиканских, областных и во всероссийских слётах школьных лесничеств,  олимпиадах по экологии, по Байкал ведению.
4. Публикация заметок и статей в местной печати «Прибайкалец», в республиканской газете «Номер один», в журнале «Байкал», «Ушкан».

5.Проведение ежегодного мероприятия  «День открытых дверей» о работе в экологическом направлении.

VI.Программа экологической тропы, экскурсии.

 Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы, студентов) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей нате или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.

Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
  • воспитать любовь к природе, школе, селу, малой Родине;
  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
  • привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах

Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Разработчики тропы: учитель начальных классов СемиохинаТ.Н.учитель биологии Спиридонова Н.И.

Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Литература для написания стихов о природе родного края, Физкультура – для оздоровления и укрепления здоровья.  Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе. Знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей  с Кика, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.

Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

  1. Отличительные особенности данной экологической тропы

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.

  1. Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы “Кика- Прорва” проходит вдоль реки Кика до р. Прорва протяжённостью 8км. На большей протяженности маршрута  проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет от 1,5 до 2,5 часов; походы однодневные и трёхдневные.

  1. Экологическая характеристика тропы

Экологическая тропа “Кика -Прорва” проходит  вдоль реки Кика и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, Местность, где протекает река Прорва находиться в Прибайкальской гольцово-горно-таёжной котловинной провинции. На северо-западе расположен Прибайкальский заказник в разрезе, на юго-востоке Ангирский заказник в Ангирской пещере. Оба заказника республиканского значения. Тропа проходит по хребту Улан-Бургасы. По маршруту: с. Кика, г. Белая, высота 1115 м, низовье реки Кика, каменистые россыпи 1095,4 м, залив реки Прорва, ущелье как естественного, так и искусственного происхождения.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды влажных лугов, имеются и лесные и болотные виды, дендрофлорапредставлена местными видами.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляет река Кика, где водиться хариус, ленок и гальяны. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.

На наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.

  1. Оформление экотропы

Мы используем следующие типы информационных текстов и знаков:

  • общий указатель и схема тропы;
  • правила поведения на природе;
  • лозунги и призывы;
  • сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
  • сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
  • поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
  • экологические дорожные знаки и указатели.

Оборудование экотропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся установки информационных досок, экологических знаков и указателей.

Экологическая тропа — это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению.

  1. Стоянки маршрута экологической тропы “Кика-Прорва”

На протяжении маршрута экологической тропы “Кика-Прорва ” мы запланировали 6 стоянок, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего маршрут тропы включает 6 стоянок:

1.Стоянка «Полянка»

2.Стоянка «Белка»

3.Стоянка «Баданная»

  1. Стоянка «Плёс»
  2. Стоянка «Беседка»
    6.Стоянка «Прорва»

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы на щите на стоянке № 1 «Полянка». Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: “Как себя вести  на экологической тропе”.

Перед подходом к  стоянке «Полянка»  №1 обратиться к посетителям тропы с такими словами:

«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Кроме этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и отметить, по ходу маршрута, листочек берёзы “эмоциональный фон” соответствующим цветом:

— красный – я восхищаюсь,

— желтый – мне приятно,

— зеленый – я равнодушен, спокоен,

— синий – мне неприятно,

— черный – я возмущаюсь.

Будь внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.

Итак, вперед!

VII.Описание стоянок экологической тропы.
Экскурсионные объекты (стоянок)

Стоянка Место расположения Название объекта и основное содержание Вид
№1

«Полянка»

Кв.208,

209

1 ОБЪЕКТ « Купальница» Принятое в наши дни русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение Жарки. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. «Купальница, иначе — царь-трава. Как громовые стрелы небесные гонят темных бесов в преисподнюю, так и царь-трава могучей своей силою далеко прогоняет силу нечистую», — говорят летописи (конкретный первоисточник которых мне, всё же, обнаружить не удалось). Я взял эту строчку, дабы показать, что Купальницу использовали в качестве оберега.  Купальницей устилали баню в Иванову ночь. В некоторых губерниях было принято делать букеты из цветов на Аграфену Купальницу и Ивана Купалу, чтобы отогнать злых духов. Растение ядовито.
№2

«Белка»

210,

211

2.            Объект «гора Белая » Тропа к реке Прорва проходит мимо горы Белая.  Белые камни под ногами это породы известняка, образованные из осадочного материала  от останков морских моллюсков. Вероятно, когда то эти места могли быть дном водоема. Здесь можно найти останки морских моллюсков.2.ОБЪЕКТ «Бурундук» Дикое лесное животное бурундук относится к роду грызунов из семейства беличьих. Питается этот зверек кедровыми орешками, хвоей, травянистыми растениями, а также поедает насекомых и мелких позвоночных животных. Глубоко в тайге, на окруженных высокими деревьями зеленых лужайках, можно встретить маленьких животных, которые наполняют жизнью таежную глушь.

 

№3

«Баданная»

173 3  ОБЪЕКТ «Бадан»  Бада́нтолстоли́стный, или Камнело́мкатолстоли́стная, или Монго́льский чай, или Салай (лат. Bergeniacrassifolia) — многолетние травянистые растения, вид род Бадан (Bergenia) семейства Камнеломковые (Saxifragales). Бадан толстолистный встречается в лесном и альпийском поясах Алтая, Саян, в Забалькалье, в Приморском и Хабаровском края. Бадан толстолистный – многолетнее растение со стелющимся ползущим по поверхности земли, сильно ветвящимся толстым корневищем длиной до нескольких метров. Бадан толстолистный – обладает кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным и противомикробным свойствами, укрепляет стенки сосудов.
№4

«Плёс»

174 4 ОБЪЕКТ «Хариус» Хариус, близкий родственник лососевых и сиговых рыб,  Хариус — хищная рыба, практически всеяден. Обычный его корм — донные организмы — рачки-гаммарусы, моллюски, личинки и прочие формы развивающихся в воде насекомых (поденок.). Тело продолговатое, зеленовато- или голубовато-серебристое, в черных пятнышках на спине, серебристое, с фио-летовым отливом на боках и брюхе.

Хариус – это не только очень вкусная, но и очень красивая рыба. Хариус – в основном дневная рыба. Он быстро плавает, часто выскакивая из воды..Он населяет чистые холодноводные реки и озера… Занесен в Красную книгу Бурятии.

№5

«Беседка»

175 5 ОБЪЕКТ «Рододендрон даурский »

Рододендрон даурский (лат.Rhododendrondauricum) — вид листопадных либо вечнозелёных кустарников из рода Рододендрон семейства Вересковые. В Российской Федерации это растение нередко ошибочно называют багульником. Сильноветвистый, среднерослый, вечнозеленый кустарник до 2-4 м высотой. Цветки малиново-розовые (редко белые), яркие, 2,5—4 см в диаметре, в виде широкой воронки, с 10 тычинками и чешуйчатой завязью. Цветение раннее, в зависимости от региона может быть от января-февраля до апреля-мая. Плод в виде коробочки, содержащий 6 коричневых трёхгранных семян.5 ОБЪЕКТ «Рябчик» Рябчик (Tetrastesbonasia), птица семейства тетеревиных отряда куриных. Длина тела 35—37 см, весит 350—500 г. Крылья короткие, тупые. Взлетает с шумом, летает лишь на небольшие расстояния. Нижняя часть цевки и пальцы голые.

Рябчик — оседлая птица, но совершает сезонные перемещения в различные типы леса, в зависимости от смены кормов

№6

«Прорва»

176 6  ОБЪЕКТ  «Прорва» конец маршрута экологической тропы. Это самое красивое и с загадками природы место. До сих пор до конца не изучено.

Множество маленьких ручейков текущих с вершины по каменным россыпям объединяются под одним большим камнем среди таёжных зарослей и образуют одну реку Прорву. Природный объект река Прорва берет свое начало в поясе средневысотных гор  хребта Улан — Бургасы, голец Истоминский. Высота гор от 1500-2000 м. над уровнем моря. Происхождение относиться к палеозойской эре.

« Палеозойская эра геологической истории Земли, соотноситься  существованием древнейшей группы отложений горных пород.» ( С.И. Ожегов.Толковый словарь.)

Геологическое строение – верхнепротерозойские и нижнепалеозойские гранитоиды. Горы расположены Саяно-Байкальском становом нагорье. Реки, берущие начало в этих горах, относятся к водосборному бассейну озера Байкал.

 

VIII. Завершение маршрута — экскурсии (рефлексия)

Вот и закончилась наша экскурсия. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

— Что интересного ты узнал на экскурсии?

— Что тебе понравилось?

— Что поразило или удивило тебя?

— Что не понравилось?

— Что бы ты предложил организаторам экскурсии?

— Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?

  1. IX. Формы работы с детьми на экологической тропе

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с учащимися по изучению и охране природы.

Мы предлагаем лишь некоторые из них.

  1. Например: работа по месяцам на экологической тропе.

Сентябрь

1.Посвящение в экологи и лесники

2.Деревья на экологической тропе.

3.Проведение праздника «Золотая осень на экологической тропе»

4.Экологический субботник

  1. Фенологические наблюдения в природе

6.Природа глазами художника

  1. Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев для поделок.

8.Изготовление композиций из природного материала.

Октябрь

1.Живая и неживая природа.

2.Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень.” П. И. Чайковского.

3.Краски природы

4.лушание звуков музыки в природе — шум листвы и т.д.

Ноябрь

1.Вода в природе.

  1. Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.

3.Поиск льда под снегом. Беседа “Куда бежит река Кика?”, “Кого река повстречала на своем пути?”. (Водный проект,)

4.Рисование на тему “Кого река повстречала на своем пути?”.

Декабрь

1.Деревья зимой (лиственница, кедр ,ель, пихта).(написание сочинения, доклада, зарисовки, фото).

2.Рассматривание силуэтов деревьев.

3.Выполнение практической работы.

  1. Лыжные прогулки по экологической тропе.
  2. Фоторепортаж «Природа глазами детей»
  3. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

— не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

— ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

  1. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.

Материалы: листики с подготовленными парами терминов (понятий).

Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва, воздействие человека на окружающую среду, стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.

Мотивация: предложите детям разделить на исследовательские пары, которые изучают определенную научную проблему и стремятся первыми её решить. Приведите примеры конкуренции в сфере биологии, физики и других наук.

Задание: выяснить, доказать взаимосвязь между парой предложенных понятий.

Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары дифференцировано: для младших школьников попроще, для старших — посложнее. Та исследовательская пара, которая первой назовёт взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит свой ответ на “конференции”. Задача может иметь несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий после оглашения ответа помог детям уточнить возможные неясности, а если нужно, то ознакомил их со своим решением.

Примеры пар по сложности:

белка-шишка;

лишайник-воздух;

нефтяная авария-гибель птиц;

тепловая электростанция — аллергические заболевания;

чистка зубов — энергия (экономия воды);

гамбургеры — тропические леса (животноводство, скотоводство).

Примечание:

— в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;

— каждая пара “исследователей” в заключение готовит хотя бы две пары понятий и предлагает “соперникам” определить их взаимосвязи.

  1. Викторина.

А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

  1. Я день-деньской стучу-стучу.
    Я врач лесной. Я лес лечу.
  2. Я весь день ловлю жучков,
    Уплетаю червячков.
    (В тёплый край я не летаю,
    Здесь под крышей обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый …
  3. Окраской — сероватая,
    Повадкой — вороватая,
    Крикунья хрипловатая —
    Известная персона.
    Это кто? …
  4. Непоседа птица эта — одного с берёзой цвета.
  5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
    Маленькая птичка. Звать её…

Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
    2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
    3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
    4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
    5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
    6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
    7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)
    8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
    9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
    10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
    11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
    12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
    13. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
    14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)
    15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными.Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
    16. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

В) Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

  1. Какая птица наших мест живет дольше всех?
  2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?
  3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?
  4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?
  5. Воробей – это вредная или полезная птица?
  6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?
  7. У какой зимующей птицы самый длинный хвост?
  8. Какие птицы строят гнезда в январе?
  9. Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

  1. Ворон живет 100 лет.
  2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
  3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.
  4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.
  5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.
  6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
  7. Самый длинный хвост у сороки.
  8. В январе строят гнезда клесты.
  9. Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы?
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой?
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой?
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой?
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека?
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом?
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят?
  8. Какие виды воробьев гнездятся у нас?
  9. Название, какой зимующей птицы созвучно с названием танца?
  10. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
  11. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
  12. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол?
  13. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
  14. Сколько разных синиц живет в наших местах?
  15. Какие птицы живут у нас только зимой?
  16. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?
  17. Какой отряд птиц включает наибольшее число видов?

Д) Викторина про птиц.

  1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
  2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)
  3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы.Совята вылупляются в разное время.)
  4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)
  5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)
  6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)
  7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
  8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)
  9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей.Через 2 -3 дня жди снегопада.)
  10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
  11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
  12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)
  13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)
  14. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок — естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

  1. Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

  1. Просвещение посетителей по вопросам бережного отношения к природе

Обращение к посетителям экологической тропы “Как себя вести наедине с природой”

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П.Гвездослав

 

Дорогие друзья!

Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.

Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,

Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.

Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.

Пожалуйста:

  • Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
  • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
  • Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
  • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
  • Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
  • Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
  • Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
  • Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.
  • С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
  • По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
  • Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
  1. X. Литература

Статьи из научно-методического журнала “Биология в школе”:

  • А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.
  • Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58.
  • Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.

       Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»

 

   название работы: «Практический природоохранный проект».

                         Проект: « Роль экологической тропы в экологическом воспитание школьников»

Работу выполнила:

ученица 9 класса Елизова Мария

Руководитель проекта:

учитель  экологии :Спиридонова Наталья Ивановна

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;
  2. Этапы и механизмы его реализации;
  • Результаты по его реализации;
  1. Практическая значимость.
  2. Рефлексия
  3. Приложение

I.Введение

 Цель: Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе

Задачи:

1.Организация природоохранной деятельности на  маршруте экологической тропы.

2.Организация работы и активное участие школьников в природоохранных работах.

3.Воспитание любви к природе, животному и растительному миру нашего края.

  1. Организация мероприятий на экологической тропе с целью воспитания личности.

Актуальность:

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми  школьник  сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании школьников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

В процессе исследования ученик получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Современная социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует фундаментального переосмысления  школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе образовательного учреждения.

Направление проекта:

  •  Познавательное.
  • Здоровьесберегающее.
  •  Практическое.
  1. II. Этапы и механизмы его реализации;

Проблема: «Действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «заботливых и внимательных хозяев», мы тем самым обратим внимание, на то, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом — воспитанием младших школьников нашей школы».Пробуждение у детей интереса к природе, его обитателям, освоение природоохранных мероприятий.

Этапы проекта:

1 Посвящение в лесники

2 Экологические субботники

3 Исследовательская работа

4 Организация походов

5 Экскурсионная программа

Механизмы реализации:

1а.  Посвящение в экологи -1класс.

Ежегодно проводится посвящение первоклассников в экологи.Каждую осень на экологической тропе на стоянке «Полянка» проводим театрализованную  игровую программу, где наши первоклассники узнают  первые азы природы, познают экологические игры, узнают, как надо беречь природу и охранять. Приобщаются к общественному делу. В течение всего года они посещают кружок  «Почемучка» и получают новые знания. На кружке более подробно знакомятся с природой родного края по сезонам. Учатся составлять первые проекты.

1б Посвящение в лесники:

Для учащихся 5 класса проводится на экологической тропе посвящение в лесники.

Это одно из тех мероприятий, где необходим командный дух и взаимопомощь, при решении каждого из предложенных заданий. Данное мероприятие проводится на экологической тропе «Кика-Прорва».

Цель: Формирование и развитие у учащихся познавательного интереса к окружающей природе, расширение кругозора, активизация их мыслительной и физической деятельности, развитие способности работать в команде.

Задачи:

  1. Сплочение коллектива учащихся, при совместном решении поставленных задач;
  2. Установление доверительных отношений между педагогами и детьми;
  3. Посвящение, воспитание и экологическое образование детей посредством совместного участия в конкурсах.

Оборудование: канцелярские товары (бумага, ватман, маркеры), верёвки, спичечный коробок, обруч, туристический коврик, часы.

Продолжительность мероприятия: 1,5-2 часа

Ожидаемые результаты: Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Сплочённость ребят в начале учебного года будет способствовать более плодотворной и интересной работе в течение всего года. Предоставив ребятам возможность почувствовать себя единой командой , где от каждого из её члена зависит успех пройденного этапа, в дальнейшем мы получим сплочённый коллектив с единой системой взглядов и интересов. Подобные мероприятия позволяют настроить ребят на активную и насыщенную совместную деятельность.

План проведения:

  1. Построение. Приветственное слово.
  2. Гимн лесоводов.
  3. Объяснение условий конкурса. Конкурс представляет собой прохождение маршрута по четырём стоянкам-«Беседка», «
    Плёс», «Баданная», «Залив». Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указывается название команды, стоянка, конкурсное задание, время и штрафные баллы. На каждой из стоянок нужно выполнить по три конкурсных задания. За один раз выполняется одно задание. Таким образом, команды посещают каждую из стоянок по три раза. Выполнив все задания на трёх стоянках, команды вместе приходят на четвёртую стоянку для презентации своих команд. Для дальнейшей работы в школе  организован кружок «Лесовичёк». Школьники приобщаются к работе школьного лесничества «Лесная сказка». Здесь мы учимся правильно составлять экологические проекты. Работаем над развитием и оборудованием нашей тропы. Развиваем знания, полученные в младших классах.

2.Экологические субботники:

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

В течение всего года группы учеников посещают экотропу в целях её очищения. Школьники восстанавливают стоянки (на которых обнаружено нарушение).Проходя маршрут, собирают мусор, заменяют аншлаги.

3.Исследовательская работа:

Урок-исследование на экологической тропе  позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, решать исследовательские задачи, а желание детей познать тайное превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует  «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Проектно-исследовательская деятельность с данным детским коллективом присутствует в процессе обучения, начиная с 1 класса, с 2008 года. В работе над проектом очень важно то, что взрослые, такие же участники,  как и дети. Это даёт учащимся возможность самим определиться с выбором темы и средствами  её реализации.  На территории  экологической тропы есть множество объектов для исследования. Например, такие растения как: Бадан,Купальница,Рододендрон-даурский.Животные:Хариус,Рябчик,Бурундук.Природные объекты: река Прорва, гора Белая. Работая над исследованиями, развивается мышление, умение правильно представить мысль.

Проект уложился в такую схему:

  1. Для учителя: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио.
  2. Для учащихся: сигнал бедствия — маршрутный лист — хочу все знать — мой лучший обитатель Красной книги — нам нужна помощь — цвети, земля.
Этапы Содержание работы
1 Определение темы проекта
2 Первичное формирование проектных групп
3 Посещение библиотеки с целью подбора литературы, отбора информации, загадок, материала для уроков.
4 Сбор информации, составление заметок по результатам экскурсий, наблюдений.
5 Выполнение творческих работ: рефераты, рисунки, оформление презентации.
6 Пополнение материала к проекту, наглядный материал
7 Коллективное обсуждение работы и ее оценка
8 Группировка материала
9 Оформление «Красной книги»
10 Презентация проекта

Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность всем её участникам на разных этапах познавать мир, делать открытия, удивляться, разочаровываться, совершать и исправлять ошибки, приобретать опыт общения. Каждый из нас  идёт путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся  и учим друг друга.

4.Организация походов:

На экологической тропе  шесть стоянок. «Белка», «Плёс», «Баданная», «Залив», «Беседка», «Прорва». В поход ходят классами и  отдельными группами. Здесь школьники становятся более дружными и делятся взаимопомощью.Летом можно дойти до последней стоянки «Прорва», где можно полюбоваться грохотом воды спускающей в скалу, высокими горами, красивыми цветами, высокими горами.
Учащиеся школы любуются красивыми пейзажами природы, которые раскрасила осень.  Зимой это прогулки на лыжах. По снежной тропе ученики доходят до второй стоянки « Белка», где можно покататься с горы. Весной  учащиеся знакомятся с фенологическими наблюдениями в природе . Учащиеся старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы(однодневный поход), но выбор представляемых объектов более полный; продолжительность маршрута около  10-12 часов.

5.Экскурсионная программа:

Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 часов) рассчитаны на педагогов, студентов.  Для  младшего возраста проводятся ознакомительные экскурсии  по учебным темам, рассчитанные на 40-50 мин. Процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников.  Оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где проводится экологический практикум и организуется  природоохранная деятельность учащихся, то ее использование настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе.

Первая стоянка « Белка»Тропа к реке Прорва проходит мимо горы Белая.  Белые камни под ногами это породы известняка, образованные из осадочного материала  от останков морских моллюсков. Вероятно, когда то эти места могли быть дном водоема.Расстояние -400м.

Вторая стоянка «Плёс» это место самое знаменитое у рыбаков, здесь водиться хариус. Расстояние от Плёса до Баданной-1200м

Третья стоянка «Баданная» уникальный и красивый ландшафт этой местности, произрастают травы, лесные цветы и стелющим ковром цветёт бадан. Расстояние от Баданной до Залива -800м.

Четвертая стоянка «Залив»тихая,  водная заводь, где можно поплавать на лодке. Полюбоваться красотами деревьев. Расстояние от Залива до Беседки-1500м.

Пятая стоянка  « Беседка» здесь протекает маленький горный ручей, произрастают осины, берёзы. Расстояние  -800м.

Пятая стоянка «Прорва»конец маршрута экологической тропы. Это самое красивое и с загадками природы место.

Описание экскурсионных объектов:

Вступительное слово учителя: Мы сейчас совершим путешествие по экологической тропе «Кика –Прорва». Ее маршрут проложен по самым интересным уголкам нашей местности, и мы с вами выбрали удивительные объекты для исследования и изучения и просто для отдыха. На экологической тропе  произрастает достаточно много лекарственных, дикорастущих  растений. Среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья. Мы порой знаем о растении только лишь их название, да и то не всегда точное. А ведь каждая травинка – это целый мир – удивительный, на первый взгляд простой и в то же время необычайно сложный. Очень хочется, чтобы вы на время забыли о сотовых телефонах, а посмотрели вокруг себя и открыли для себя удивительный, неповторимый мир родной природы, сделали, пусть небольшое, но открытие. Вы почувствуете как стали добрее мудрее. Удивительное оно рядом, стоит только приглядеться. А теперь отправляемся в чудесный мир природы.

Начало маршрута:

Деревня  Кика окружена лесом, в котором немало красивейших нетронутых мест. В какую сторону не посмотришь всюду высокие горы, покрытые хвойными и лиственными лесами. Чем дальше всматриваешься вдаль, тем выше горы и вот уже видны вершины гольцов, покрытые снегом почти 9 месяцев в году. Места эти издавна славятся ягодой, грибами, животными.

  1. Объект «гора Белая » Тропа к реке Прорва проходит мимо горы Белая. Белые камни под ногами это породы известняка, образованные из осадочного материала  от останков морских моллюсков. Вероятно, когда то эти места могли быть дном водоема. Здесь можно найти останки морских моллюсков.

2 ОБЪЕКТ «Хариус» Хариус, близкий родственник лососевых и сиговых рыб,  Хариус — хищная рыба, практически всеяден. Обычный его корм — донные организмы — рачки-гаммарусы, моллюски, личинки и прочие формы развивающихся в воде насекомых (поденок.). Тело продолговатое, зеленовато- или голубовато-серебристое, в черных пятнышках на спине, серебристое, с фио-летовым отливом на боках и брюхе.

Хариус – это не только очень вкусная, но и очень красивая рыба. Хариус – в основном дневная рыба. Он быстро плавает, часто выскакивая из воды..Он населяет чистые холодноводные реки и озера… Занесен в Красную книгу Бурятии.

3 ОБЪЕКТ « Купальница АЗИАТСКАЯ» Принятое в наши дни русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение Жарки. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. «Купальница, иначе — царь-трава. Как громовые стрелы небесные гонят темных бесов в преисподнюю, так и царь-трава могучей своей силою далеко прогоняет силу нечистую», — говорят летописи (конкретный первоисточник которых мне, всё же, обнаружить не удалось). Я взял эту строчку, дабы показать, что Купальницу использовали в качестве оберега.  Купальницей устилали баню в Иванову ночь. В некоторых губерниях было принято делать букеты из цветов на Аграфену Купальницу и Ивана Купалу, чтобы отогнать злых духов. Растение ядовито.

4  ОБЪЕКТ «Бадан»Бада́нтолстоли́стный, или Камнело́мкатолстоли́стная, или Монго́льский чай, или Салай (лат. Bergeniacrassifolia) — многолетние травянистые растения, вид род Бадан (Bergenia) семейства Камнеломковые (Saxifragales). Бадан толстолистный встречается в лесном и альпийском поясах Алтая, Саян, в Забалькалье, в Приморском и Хабаровском края. Бадан толстолистный – многолетнее растение со стелющимся ползущим по поверхности земли, сильно ветвящимся толстым корневищем длиной до нескольких метров. Бадан толстолистный – обладает кровоостанавливающим, вяжущим, противовоспалительным и противомикробным свойствами, укрепляет стенки сосудов.

5 ОБЪЕКТ «Рододендрон даурский »

Рододендрон даурский (лат.Rhododendrondauricum) — вид листопадных либо вечнозелёных кустарников из рода Рододендрон семейства Вересковые. В Российской Федерации это растение нередко ошибочно называют багульником. Сильноветвистый, среднерослый, вечнозеленый кустарник до 2-4 м высотой. Цветки малиново-розовые (редко белые), яркие, 2,5—4 см в диаметре, в виде широкой воронки, с 10 тычинками и чешуйчатой завязью. Цветение раннее, в зависимости от региона может быть от января-февраля до апреля-мая. Плод в виде коробочки, содержащий 6 коричневых трёхгранных семян.

6 ОБЪЕКТ «Рябчик» Рябчик (Tetrastesbonasia), птица семейства тетеревиных отряда куриных. Длина тела 35—37 см, весит 350—500 г. Крылья короткие, тупые. Взлетает с шумом, летает лишь на небольшие расстояния. Нижняя часть цевки и пальцы голые.

Рябчик — оседлая птица, но совершает сезонные перемещения в различные типы леса, в зависимости от смены кормов

7ОБЪЕКТ «Бурундук» Дикое лесное животное бурундук относится к роду грызунов из семейства беличьих. Питается этот зверек кедровыми орешками, хвоей, травянистыми растениями, а также поедает насекомых и мелких позвоночных животных. Глубоко в тайге, на окруженных высокими деревьями зеленых лужайках, можно встретить маленьких животных, которые наполняют жизнью таежную глушь.

8  ОБЪЕКТ  «Прорва» конец маршрута экологической тропы. Это самое красивое и с загадками природы место. До сих пор до конца не изучено.

Множество маленьких ручейков текущих с вершины по каменным россыпям объединяются под одним большим камнем среди таёжных зарослей и образуют одну реку Прорву. Природный объект река Прорва берет свое начало в поясе средневысотных гор  хребта Улан — Бургасы, голец Истоминский. Высота гор от 1500-2000 м. над уровнем моря. Происхождение относиться к палеозойской эре.

« Палеозойская эра геологической истории Земли, соотноситься  существованием древнейшей группы отложений горных пород.» ( С.И. Ожегов.Толковый словарь.)

Геологическое строение – верхнепротерозойские и нижнепалеозойские гранитоиды. Горы расположены Саяно-Байкальском становом нагорье. Реки, берущие начало в этих горах, относятся к водосборному бассейну озера Байкал.

Сейсмичность в горах наблюдается до 8 балов. Климат среднегорья резко-континентальный: средняя температура января от -22 до -28 градусов по Цельсию; июля от +12 до +15 градусов. В течение года выпадает среднее количество осадков от 600-800 мл., скорость ветра в среднем 2-3 м/с в январе, и 2-4м/с в июле. Атмосферное давление 1007 миллибар. Почвы можно охарактеризовать как подзолы дерново-таёжные и сухо-торфянистые кислые с глеезёмамимерзлотными и тундровыми подбурами.

III. Результаты по его реализации:

1 Посвящение  в экологи ожидается развитие кругозора младших школьников. Пополнение знаний навыки работы у старших   в школьном лесничестве «Лесная сказка».Активное участие в экологической работе школы. Создание аншлагов, выпуск буклетов, презентаций и участие в экологических конкурсах. Умение обрабатывать информацию и представлять в школьной газете «Надежда».

  1. Экологические субботники Пробуждение в детях стремления к чистоте. Дети становятся более собранными и экологически воспитанными. Умение поддерживать окружающую среду в порядке. Сохранять природу родного края.
  2. Исследовательская работа. Предполагается, что ученики смогут находить предметы исследования, получат навыки наблюдения. Научаться писать проекты, доклады. Школьники смогут реализовать поставленные проблемы и их решить.

Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности  убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

4.Организация походов. Отдых детей. Полезно для здоровья. Школьники смогут легко выходить из любых ситуаций. Это помогает взаимодействию среди учеников, что способствует лёгкому общению.

5 Экскурсионная программа. Школьники узнают новую информацию. Познают мир вокруг себя. Узнают больше свою местность, находят много нового. Это расширяет кругозор и пробуждает любовь к родному краю.

  1. IVПрактическая значимость.

Школа на селе осталась до сих пор той единственной структурой, где сохранились лучшие традиции прошлых лет, благодаря которым мы можем эффективно работать в области образования, воспитания, и экологического образования населения. Особую важность мы придаем вопросам воспитания экологической культуры, нравственности, чувству причастности к решению экологических  проблем через включение детей, их родителей и населения в различные виды природоохранной деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе.
Экологическая работа может быть общественно значимой для всех жителей поселка. Эта идея, которая сможет объединить усилия всего сознательного населения для решения проблемы воспитания любви к родному краю, победить равнодушие.
Практическая деятельность учеников, их забота о природе, работа по благоустройству поможет решить проблему разобщенности детей друг с другом и с родителями, сделает наш поселок чище и красивее.

  1. V. Рефлексия:

Мы живём среди природы, мы друзья её. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей не выдаёт. Мы постоянно оказываем на неё действие, однако не имеем над ней никакой власти.

И.Гёте
Ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропаган­дистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.

VIIЛитература.

  1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М. : Знание, 1986.
  2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

VIII.Приложение (презентация, открытые мероприятия).

 

< 2019 >
Июнь
ПВСЧПСВ
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
raspisanie
Полезные ссылки
ege2017 min_obr prezident gosuuslugi
zakon
Календарь праздников
Информер праздники сегодня